Интервью Жанна Смотрича для Marketing Media Review
По мнению Жанна Смотрича, для него стандартный «срок жизни» в компании как директора по маркетингу составляет 2-2,5 года. Такую позицию он аргументирует следующим образом. Первый год уходит на собственно построение отдела, создание стратегии, общую выработку концепции и т.д. Следующий год-полтора - это непосредственно реализация всего запланированного ранее. «Это периоды, когда от тебя требуется максимальная отдача. Это здорово, это драйв, это чувство жизни, насыщенной, полной, бьющей ключом», - говорит он. Далее же, в период стабильности, когда все уже создано, реализовано, отслежено, налажено, и можно с чистой совестью почивать на лаврах, г-ну Смотричу становится скучно. «Меня начинает тяготить рутина и весь неизбежно наступающий процесс бюрократизации. У меня такое впечатление, что я превращаюсь в такого себе чиновника от маркетинга, основной задачей которого, становится отрапортовать руководству, что все идет по плану. В этот момент теряется та основа, ради которой я и работаю в маркетинге. И я делаю выбор в пользу нового проекта», - говорит он
Путь в профессию
К осознанию того, что истинное его призвание именно маркетинг, Жанн Смотрич пришел не сразу. Для этого ему пришлось проделать длительный путь, попробовать себя в разных сферах. В школе он, романтик, мечтал стать разведчиком. И этим обусловлено его поступление на истфак, т.к. это давало возможность попасть на работу в разведку. Однако жизнь распорядилась по-другому. Экономически тяжелый период конца 90-х вынуждал к освоению специальности, востребованной на рынке. «Свою карьеру я начал с рядового менеджера по продажам в компьютерной компании, при этом практически ничего не зная о компьютерах», - вспоминает он. Набравшись опыта в продажах, он переходит на должность коммерческого директора в новый, только зарождающийся проект - газету Теленеделя. Через полгода успешной деятельности и выведения газеты на самоокупаемость, Жанн Смотрич становится президентом компании. И вот здесь пришло понимание того, что для дальнейшей эффективной работы, имеющееся гуманитарное образование, необходимо дополнить знаниями по маркетингу, менеджменту, финансам. И он поступает учиться в МАУП по специальности маркетинг. Здесь он понял, что маркетинг - это именно то направление, которому он хотел бы посвятить жизнь. «Маркетинг совершенно удивителен тем, что здесь нельзя стоять на месте. Чуть изменилась ситуация, подул ветер не в ту сторону, и на первом фланге оказываются именно маркетологи. Но это положительный момент. Это стимулирует постоянно расти профессионально, двигаться все время вперед», - говорит он. В Теленеделе Жанн Смотрич проработал 5 лет, стал одним из акционеров, но …осознал что его увлекает только маркетинг.
Следующее место работы г-на Смотрича - директор по маркетингу розничной сети детских супермаркетов «Антошка» концерна «Европродукт». Начало работы в компании совпало с рождением его младшего сына. «Я как потребитель, как 100%-я целевая аудитория, на себе испытывал все предлагаемые товары. И убедился, насколько важно маркетологу находиться в роли покупателя, продвигаемых им товаром. Многие акции и мероприятия, красиво выглядящие на бумаге, зачастую ломаются о самые простые примитивные вещи, которым просто не придали должного значения», - говорит он.
В этой компании он проработал более двух лет. Это было время бурного роста компании. Жанном с нуля был сформирован отдел маркетинга, проведены исследования потребительских предпочтений и комплексные рекламные компании по всей Украине. Супермаркеты «Антошка» открылись во многих крупных городах и стали полноценной национальной сетью. «После работы в данной компании в Одессе я уже имел статус не сколько директора по маркетингу, сколько консультанта по вопросам маркетинга», - говорит Жанн. К нему обратился владелец сети магазинов статусных подарков «Союз галерей», с предложением провести аудит работы торговой сети и разработать маркетинговую стратегию. Под руководством Жанна Смотрича были предприняты необходимые меры и бизнес начал оправдывать ожидания собственника. Затем, опять неожиданный зигзаг и г-н Смотрич принимает приглашение занять позицию директора по маркетингу Сигарного дома Фортуна. Задача – построение и развитие маркетинга в компании. Настоящее место работы – директор по маркетингу компании Желтые страницы Украины – лидера Украинского рынка информационно – справочных изданий.
Любимое детище
Параллельно с основной профессиональной деятельности, в 2004 году Жанн Смотрич заложил первый камень в фундамент Украинского маркетинг-клуба MarketingJazzz. «Чем больше я общался с разными людьми, тем сильнее убеждался, что огромный кладезь знаний в общем никак не используется, вернее используется данным конкретным специалистом, но недоступен другим, которые, возможно, в нем нуждаются. И каждый раз приходится самостоятельно изобретать велосипед», - рассказывает он.
Следствие таких вот размышлений «о жизни» - идея проводить встречи маркетологов, на которых будут обсуждаться различные профессиональные вопросы. Изначально в качестве докладчиков на эти встречи приглашались совсем не звезды первой величины, это пришло позднее, а обычные менеджеры или директора по маркетингу обычных украинских компаний. «И как оказалось, людям есть, что рассказать, более того, другим людям очень интересно это услышать» - рассказывает Жанн. Первое время такие встречи проводились только в Одессе на голом энтузиазме активистов.
В 2005 году летом в Одессе на базе отдыха возле моря был организован первый фестиваль маркетинга. В рамках фестиваля был проведен конкурс эффективных маркетинговых коммуникаций «Золотая пчела». Фестиваль стал тем рубежом, переломным моментом, который показал, что организация жизнеспособна и ее можно и нужно развивать дальше. Были открыты филиалы в Киеве и Днепропетровске, а сам клуб из общественной нагрузки превратился в полноценный проект. Основную цель существования клуба г-н Смотрич определяет как создание сообщества практиков, работающих в реальном бизнесе: маркетологов, рекламистов, PR-щиков. Одно из направлений деятельности – это все те же ежемесячные встречи: закрытые - только для членов клуба, открытые – для всех желающих. Второе направление – он-лайн общение на портале клуба www.marketingclub.org.ua. Третье направление – обучение: тренинги и семинары по маркетингу. Четвертое направление – профессиональные Форумы маркетологов–5-й юбилейный Фестиваль маркетинга,который пройдет в июне в Одессе и Маркетинговый Форум в ноябре в Киеве, который проводится совместно с Ассоциацией корпоративных медиа Украины Аудиторию клуба составляют директора по маркетингу, маркетинг-менеджеры, менеджеры по рекламе и PR. Также в рядах Клуба присутствуют собственники компаний и генеральные директора. «В данный момент клуб занимает в моей жизни огромное место. Он дает мне возможность приобретать новые знакомства, новые знания, новый организационный опыт», - говорит г-н Смотрич.
Рабочий день
Трудовые будни Жанн начинает в 6 утра с посещения фитнес-клуба. По его убеждению, в первую очередь именно хорошая физическая форма позволяет нормально функционировать как на работе, так и после нее. Ровно в 9 г-н Смотрич уже в офисе. Утро он посвящает разбору почты и планированию. «У меня есть понятие месячного, недельного и дневного планирования», - говорит он. Когда с планированием все ясно, он переходит к текущим проектам: новый контент, аналитика. Встречи Жанн старается разносить во времени: по одной в первой и во второй половине дня. После обеда время оперативных вопросов – рабочие группы, контроль выполнения задач подчиненными. «В связи с кризисом, раньше 10 уходить с работы мне в последние 2 месяца не удается. Приходиться чуть ли не с нуля разрабатывать целый ряд новых нестандартных проектов. А в более спокойное время – вечер безраздельно отдан работе на благо Украинского маркетинг-клуба», - говорит он.
Стиль управления
В данный момент в подчинении у г-на Смотрича более 40 человек – профессиональная команда менеджеров, которая самостоятельно справляется с самыми разными ситуациями. Свой стиль управления он считает демократичным, одобряет инициативу сотрудников, обязательно старается ее отмечать и поощрять. Много времени он уделяет отбору подходящих сотрудников для того или иного проекта. «У меня есть стойкая уверенность: если человеку интересно то, чем он занимается, если для него работа - это не просто набор телодвижений с 9 до 18 ради какой-то суммы денег, то эффективность такого сотрудника не в пример выше. И я ищу именно таких людей, которые будут именно на своем месте. В такой ситуации с человеком случается метаморфоза: из обычного задумчивого полусонного флегматика он превращается в звезду», - говорит он.
По мнению Жанна Смотрича, его задача как руководителя, стратегическое, а не операционное руководство. Он считает, что достаточно задать цель, а путь ее достижения можно и должно оставить на усмотрение сотрудника. «Я считаю необходимым давать сотрудникам определенную свободу, и соответственно, подбираю таких людейкоторых не нужно контролировать на каждом шагу», - говорит он.
Необходимым атрибутом на рабочем месте Жанн считает деловой костюм и галстук. Как для себя, так и для всех сотрудников мужского пола. «Делаю исключения только в том случае, если вижу, что человек испытывает явный дискомфорт. Для девушек же допускаю мене строгий стиль, но одежда непременно должна быть уместной и ни в коем случае не вызывающей», - говорит он.
О жизненных принципах
«Терпеть не могу хамства и нечестности. У меня есть принцип – если когда-то человек меня подвел один раз без объективных на то причин, то для меня этот человек перестает существовать. Я прекращаю с ним любое общение. Я сам стараюсь быть всегда предельно честным и жду того же от собеседника. Это очень помогает в жизни, потому что в твоем окружении остаются только те люди, в которых ты уверен»
О книгах
С детства жить не могу без книг, скупаю всю выходящую профессиональную литературу.
Об отдыхе
«Только уехав жить в Киев, я по настоящему оценил Одессу, море, воздух. До этого воспринимал как должное, а сейчас каждые выходные стараюсь туда съездить. Остро чувствую неповторимую прелесть этого города. Когда приезжаю, у меня просто «открываются все чакры». Люблю дайвинг - масса впечатлений, открытий, эмоций. Люблю путешествовать по Украине. В других странах просто люблю побродить по городу в одиночестве, прочувствовать его дух. Обожаю Италию».
О мечтах
«Важно постоянно к чему-то стремиться, и я люблю те свои мечты, которые еще не реализовались, как раз за то, что их исполнение еще впереди».