Эксклюзив
Борис Ходорковский
19 августа 2010 г.
Мое призвание — эффективные коммуникации

Борис Ходорковский (@netocrat) — специалист по связям с общественностью с опытом работы в сферах управления сетевыми сообществами и создания целевых информационных потоков — более 10 лет.

Борис, мы знаем, что Вы специалист по Интернет-PR и PR-продвижению, расскажите, пожалуйста, о Вашей карьере?
Карьера моя началась, пожалуй, в 12 лет, когда я правил деловую международную переписку отца с точки зрения — как я сейчас понимаю — эффективной коммуникации. Я очень ему благодарен за то, что он советовался со мной, тогда еще ребенком, и давал мне возможность подсказать ему, взрослому, позволял направить свою мысль на бумаге в нужное русло, которое приносило результаты. Для меня тогда это было игрой, не больше. Позже я почувствовал всю силу коммуникаций и Интернета, когда обратился с открытым письмом к гражданам Соединенных Штатов Америки во время бомбардировок Косово в 1999 году. У меня волосы встали дыбом, когда я увидел на третий день после публикации, что статистика зашкалила за несколько тысяч посещений в сутки, а среди посетителей сайта фигурировали домены Пентагона и других военных ведомств США. Несмотря на то, что я эффективно модерировал результаты опроса, среди которых попадались гневные нецензурные реплики в сторону США, опубликованные посетителями с разных континентов, сайт закрыли. Да, именно закрыли, причем обращение в службу поддержки не дало результатов, хотя обычно компания реагировала сразу. В то время я завершал обучение в университете McGill по классу классической флейты и саксофона. Записывался на многих дисках, в том числе international release, снимался в кино, и единственной связью со сферой информации было издание приходской газеты православного собора св. Петра и Павла в Монреале.
Все изменилось, когда умер мой учитель, с которым мы бок о бок проводили месяцы в звукозаписывающих студиях Монреаля. Ушел он в мир иной прямо на моих глазах. Год я проходил в черном; занимался музыкой только чтобы закончить университет.
Тогда жена моего преподавателя рассказала мне, что мое призвание — public relations, либо психология… Что означает странное словосочетание „палик релейшнз“ даже после ее профессиональных объяснений я понял едва. Примерив на себя профессию психоаналитика, понял, что играть по проторенным Юнгом или Фрейдом дорожкам я не хочу и уехал в Москву учиться новым технологиям: веб-программированию, Интернет и т.д. Очень скоро понял, что программистом быть тоже не хочу, но в это время мне подвернулась работа над несколькими информационными проектами. В составе группы профессионалов я работал над виртуальным пресс-представительством группы «Машина времени», именно тогда и написал свой первый пресс-релиз. Хотя, даже тогда не понимал, что именно я делаю. Понимание информационной архитектуры, грамотной оптимизации текстов и интерфейсов, интуитивное знание юзабилити делали меня незаменимым во многих проектах.
Искал себя я долго. Но только в Одессе — и это неспроста — нашел себя, понял, наконец, чем я занимался все эти годы, к чему рос.
Интересно: у меня сохранилось единственное в моей жизни резюме, написанное еще в Москве, так вот я прошел, как потом обнаружил к превеликому удивлению, через все пункты графы «Цели». Был и PR-директором (PR & BTL агентство «Формула успеха»), вел переговоры с зарубежными компаниями на английском языке от лица украинского бизнеса, руководил созданием информационных проектов. Все это идеально настроило меня под сегодняшние потребности рынка. Я научился общаться на одном языке и с креативщиками, и с дизайнерами, да и программист мне „лапшу на уши не повесит“, а менеджеры проектов и маркетологи стали не только лучшими друзьями, но и коллегами.
Масса публичных выступлений — работа с огромными аудиториями всегда давалась мне легко (видимо, сказывается опыт выступления перед многотысячными аудиториями Монреальского джазового фестиваля и других событий), пресс-конференции, работа с журналистами не на расстоянии, а в живом общении с коллегами, проведение огромного количества тренингов по Интрнет-PR, новым медиа и конвергентной журналистике, — все это научило меня управлять информационными потоками зачастую еще на стадии формирования мнения.


Вы учредитель компании NETOCRAT Communications, расскажите, пожалуйста, о ёё идее?
Интересно, что именно постоянная работа на пересечении виртуального и реального миров, дала мне толчок к пониманию того, чем я хочу заниматься. Когда я осознал, что хочу работать сам на себя, строить свой имидж, свой бренд на рынке коммуникаций, я встал перед дилеммой: создавать PR-агентство в Одессе было глупо. Ведь для меня PR — это не то повидло, что пишут о бизнесе и персоналиях в глянцевых журналах, это не прямая или завуалирована заказуха на страницах прессы (со знаком плюс или минус — не важно). Даже от рекламы я отошел с ощущением того, как много лжи в этой профессии. Маркетологи уже давно забыли, что первым «P» является продукт, а рекламисты готовы за деньги рекламировать уже не «P» Product, а очень часто «Г» …
Открестившись от заказухи и рекламы, а вдруг нашел бизнес на пересечении классического PR и того, что большинство называет поисковой оптимизацией (SEO). Когда же сразу после регистрации компании я узнал, что всемирно уважаемые коллеги в США создали компанию, основываясь на этом же миксе, я понял, что нашел то, что давно искал — свой бизнес.
Суть проста. Пиарщики зачастую работают либо с онлайном, либо с оффлайном, забывая, что самое интересное находится именно на пересечении. Поисковая оптимизация давно определилась в отдельный бизнес и зачастую просто морочит голову голыми результатами: „По таким-то запросам вы будете в тройке–пятерке результатов Google“. К сожалению, большинство продвигателей делают, откровенно говоря, ужасные вещи с информационной подачей бренда/компании, работая только со 100% технической стороной вопроса, добавляя нечеловеческие тексты на сайты заказчиков.
Netocrat Communications работает классическими методами PR, но с использований эффективных технологий оптимизации и продвижения, а также работы в социальных медиа. Стараемся работать максимально экологично, не насилуя ни поисковики, ни людей, ни имидж бренда клиента, с которым работаем. Причем, большая часть работы проводится именно в online — Интернет-PR давно вышел за рамки Сети и теперь является таким же эффективным средством коммуникации с классическими медиа и целевой аудиторией, как и другие инструменты маркетинговых коммуникаций.
Из интересного: Netocrat Communications с удовольствием работает с избранными некоммерческими проектами, развивая подход pro bono publico — благотворительность услугами в сфере PR.


Нам известно, что Вы создатель сообщества «Трансерфинг реальности», почему Вы выбрали именно это направление?
Многие вещи, которые я делаю в Сети, созданы с целью что-то гармонично изменить к лучшему. Так Odessa Business News был создан, чтобы заполнить отсутствие бизнес-новостей в Одессе и Одесской области и сломать подход „у бизнеса не может быть новостей, у бизнеса есть только реклама“.
С Трансерфингом и сообществом трансерферов все было интереснее. Как перфекционист по жизни я всегда стремился стать лучше во многих сферах, проходил массу тренингов, включая тренинги персональной эффективности. Как я набрел на Трансерфинг — отдельная очень интересная, а для людей, которые не знают, как работает этот подход, волшебная история, которую я кратко описал в одной из первых публикаций в сообществе: http://community.livejournal.com/reality_surfing/1943.html Когда я осознал простые подходы Трансерфинга, я понял, насколько неэкологичны были методы НЛП и других практик, которым я обучался в начале своей карьеры. Нет я не пожалел о том, чему научился за эти годы, благо подход Трансерфинга реальности дает возможность все принимать как часть пути к цели, даже казалось бы те вещи, которые воспринимаются людьми, как провал или шаг назад.
Сообщество Трансерфинг реальности было создано почти „случайно“. Мне не понравилось общение на форуме трансерферов: там огромное количество полезной информации, примеров, но, к счастью или к несчастью, там преобладает информационное засилье „профессиональных“ тансерферов, которые возводят свои знания и опыт в ранг чего-то важного (не для себя, а для других). Сообщество http://community.livejournal.com/transurfers/ было заброшено, http://community.livejournal.com/transurfing_ru/ я просто не заметил и создал свое. Когда сообщество, созданное мной стало заметным, меня тут же обвинили в „плагиате“, мол «уже есть сообщество трансерферов, зачем ты создал еще одно». Но так вышло, что reality-surfing получилось очень экологичным сообществом, где я сразу задал созидательный тон общения: никто никого не „опускает“, не отправляет читать книги, а потом задавать вопросы, „профессиональные“ постоянно поучающие всех трансерферы не приживаются. Критика практически отсутствует. Людям проще делиться своими неудачами, задавать вопросы, которые в других сообществах воспринимаются как глупые. Причем, что интересно, я надолго пропадаю из сообщества, но законы Трансерфинга работают и здесь, и этот небольшой позитивный маятничек продолжает развиваться в том же позитивном русле, которое я проложил с самого начала, за что огромное спасибо всем участникам сообщества «Трансерфинг реальности».
Как-то я даже придумал интересный подход к Трансерфингу с использованием персонального блога и возможности публиковать посты в будущем, вот его описание: http://community.livejournal.com/reality_surfing/3960.html
Сам так и не опробовал предложенный метод, но мне хватает потрясающих результатов применения Трансерфинга в реальной жизни, без использования новых медиа.


Сейчас медиа активно размещает информацию о Вашем проекте OdessaCamp, расскажите, пожалуйста, что Вы ожидаете от его проведения?
Первое — надеюсь, что мы сделаем отличный баркемп, и позитивные впечатления участников будут связаны в первую очередь с Одессой и одесситами. Уверен, что мероприятие станет ежегодным и будет привлекать с каждым годом все более широкую международную аудиторию специалистов не только по новым медиа, но и профессионалов из смежных сфер. Хочу, чтобы от мероприятия выиграла именно Одесса, ведь, благодаря OdessaCamp, в СМИ и блогосфере станет больше позитивной информации о нашем любимом городе.

 

Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Отзывы
Я попала в школу BeFirst совершенно случайно, нашла сайт в Интернете и заинтересовалась, но не ожидала, что мне тут так понравиться. Первое за, ч...
Все отзывы