Новости
3 июня 2011 г.
Реклама с человеческим лицом
Международное сетевое рекламное агентство Leo Burnett выпустило сборник с коллекцией лучшей рекламы сети последних лет — HumanKind Book. В нём представлены кейсы, которые перевернули традиционные представления о рекламе и стали образцами творчества, основанного на человеческих ценностях, способного менять поведение людей.

Презентация книги «Reading space», организованная Leo Burnett Moscow, состоялась 26 мая в рамках Киевского международного фестиваля рекламы. Людям не рассказывали о книге, а дали возможность её прочитать.

«Часкор» публикует отрывки из HumanKind Book, специально переведённые Leo Burnett Moscow с английского языка на русский.

Концепция HumanKind ломает шаблоны, сложившиеся в рекламной отрасли в «славные времена» глобального экономического бума конца ХХ - начала ХХI века (которым многие представители отрасли следуют до сих пор). Тогда у людей были бешеные деньги или они могли запросто взять их в кредит. Товары и услуги разлетались как горячие пирожки. Мы формировали потребность в продукции с единственной целью: унять желание клиентов и акционеров получать всё больше, больше и больше. Творчество, исходящее из недр подлинных человеческих потребностей, потеряло свою ценность. Вместо этого под маской творчества появилось «позиционирование».

В связи со всем этим многие из нас, занимающихся продвижением брендов на рынке (а если вы читаете эту книгу, то, возможно, и вы), обленились и начали забывать о том, что самое главное - это люди. Мы находили пути донесения информации, исходя из своих собственных потребностей и амбиций. Люди? Да кто они такие?




 
Пустое по своей сути, пренебрегающее нуждами людей и несоответствующее миру, в котором мы живём, такого рода творчество постепенно распылялось и окончательно утратило свою силу.

Во многом этому, конечно, способствовал интернет. Современные люди стали более искушёнными, но также и более циничными, - более искушёнными потому, что практически любая информация находится буквально под рукой, и более циничными по этой же причине.

Люди претерпели переход от пассивности к наличию возможностей, от универсальности к желанию (и ожиданию), что всё должно быть сделано по особому заказу, от предполагаемых знаний к непосредственным.

Мы перестали быть в первую очередь «потребителями» и стали прежде всего людьми.

Мы переоцениваем всё по-новому, поскольку, будучи людьми, способны на это. Если существует технология, позволяющая нам лучше познать себя и окружающий мир, сформировать новые представления, выйти в физическом, умственном, психологическом, интеллектуальном, творческом и художественном плане на уровень, которого пока никто не достигал, то в силу своей человеческой природы мы должны постараться до него добраться и сделать это без особых промедлений. Нет смысла противиться этому, ведь по натуре мы исследователи.

Как люди мы изменили своё поведение по отношению к миру, равно как и мир изменился сам. Поэтому и как участникам рынка нам нужно сделать соответствующий сдвиг, чтобы продолжать идти в ногу с жизнью, - в противном случае можно устареть быстрее, чем растаяла Злая ведьма Запада, когда Дороти плеснула на неё водой. Вопрос только в том, как это сделать?

Мы не можем продолжать заниматься построением брендов, а можем лишь вызывать необходимые чувства у людей. Мы не можем больше позиционировать бренды, а можем только создавать содержание, стимулирующее искреннее общение между людьми и брендами, основанное на предназначенности бренда для людей. Мы уже не можем полагаться на рекламные объявления для обращения к людям, а должны предоставлять им возможность действовать. Как участники рынка мы больше не можем заявлять, что наша задача быть двигателем, приводящим бренды в движение, - мы можем лишь наделить людей возможностями и позволить им взять управление в свои руки.

«Это Вероника. Она хочет стать миллионершей и поэтому пишет письма Деду Морозу...» От этих фраз, произнесённых в разухабистой манере Николая Фоменко, так и веет 1990-ми и незабвенным роликом «МММ» о Марине Сергеевне, одинокой женщине, которая никому не верит. Эстетический примитив рекламы словно специально говорит на языке интеллектуального убожества, чтобы точно попасть на свою целевую аудиторию и знать, что она вытерпит абсолютно всё. «Это Евгений. Он хочет стать миллионером и поэтому занят поиском клада», — представляет Фоменко персонажа с лопатой и приглашает становиться на более верную дорогу к миллиону, то есть играть в лотерею.

Телереклама: «Время глупеть!»
Именно поэтому данная книга, и без того полная необычайных примеров применения подхода к коммуникациям на основе концепции HumanKind компании Leo Burnett, действительно о людях - о вас и о нас, - о каждом представителе человеческой расы. Ибо без людей, без цели и участия всё это не имело бы значения, и 28 марта 2009 года миллиард людей не погасил бы свет.

HumanKind (человечество) - это ответ миру, который иногда представляется бесчеловечным и недобрым. «Kind» (англ. «добрый») не в смысле альтруизма - хотя, несомненно, иногда именно так оно и есть, - а в смысле уважительного отношения ко всему.

Работы, создаваемые с применением концепции HumanKind, учитывают потребности и устремления людей, их ум, чувство юмора, ощущение радости жизни, понимание жизненных возможностей и ограничений, и, пожалуй, самое главное - в мире, где многим из нас кажется, что мы просто не в состоянии успеть сделать всё желаемое, - они уважают их время. Они вознаграждают людей за время, которое те тратят на наши коммуникации.

Неотъемлемой частью определения HumanKind является глубокое понимание и чуткое отношение к тому, что значит быть в первую очередь человеком, личностью - будь то отец или мать, подросток или отрок, лапландец или латыш, африканец или афроамериканец, инструктор по йоге или игрок в боччу, кларнетист или каменщик, фермер, выращивающий брюссельскую капусту, или руководитель фирмы, наделённый большими полномочиями, мужчина или женщина, гей или гетеросексуал, рыжий или блондин.

В Leo Burnett мы действительно уделяем этому много внимания, поскольку ценности, изначально привнесённые в компанию её основателем Лео Бернеттом, сохраняются в наших сердцах. HumanKind лишний раз подтверждает основные принципы, опираясь на которые человек Лео Бернетт создал компанию Leo Burnett.

Лео Бернетт был человеком, который всё делал по-своему. Это был простоязычный выходец со Среднего Запада, которого редко можно было увидеть без сигареты в зубах и который решил сделать яблоко символом своей компании после того, как обозреватель одной чикагской газеты заявил, что его агентство, основанное во время Великой депрессии, потерпит неудачу, а его, как любого другого никчёмного бедняка, вскоре можно будет увидеть на улице продающим яблоки. Это был человек, который не любил многосложных слов или вычурных идей, не несущих в себе никакого смысла, кроме многосложности и вычурности. Лео Бернетт умер в 1971 году, но его ценности и значение, которое он придавал творчеству как не просто одной из движущих сил рекламы, а именно той самой, до сих пор живы в каждом сотруднике в более чем 90 представительствах по всему миру, носящих на сегодняшний день его имя.

Лео Бернетт - это тот человек, который на практике признавал первостепенную важность людей и старался, чтобы уважение и интерес к людям ощущались во всём, что делало его агентство.

Поэтому неудивительно, что компания Leo Burnett выросла в агентство, которое в лучшем случае работало с клиентами, владеющими крупными брендами, применяя массовые обращения, направленные на крупные аудитории. Для этих брендов оно создавало большие доступные идеи, сила которых заключалась в размахе и доступности, а также в их заразительной мнемонической энергетике, - то, что Лео Бернетт называл «большими стойкими идеями». Например, Marlboro Man, весёлый зелёный гигант (Jolly Green Giant), Тигрёнок Тони (Tony the Tiger), мальчик-пончик Пилсбери (Pillsbury Doughboy).

Концепция HumanKind соответствует первоначальному видению и ценностям Leo Burnett, помогая нам неизменно создавать внушающие благоговение инновационные работы, которые формируют наследие агентства, в то же время не позволяя ему (наследию) диктовать будущее. Она учитывает требования настолько стремительно развивающегося, конкурентного и сложного мира, что наш основатель не мог даже догадываться о его появлении.

HumanKind - это подход, который отличают честность, прозрачность и искренность. Он основан на уважении к людям, интуитивно реагирует на их жажду к творчеству, воображению и установлению контакта и, наконец, способствует формированию убеждения о том, что творчество способно менять поведение и жизнь людей. Мы ориентируемся на идеи и действия, которые становятся частью социальной материи.

Теперь маркетологам уже недостаточно производить впечатление, оставаясь на расстоянии, - люди должны находиться в самом центре каждой коммуникации, создаваемой нами как маркетологами. Иными словами, мы должны позволить людям войти в момент - и акт - коммуникации. Чтобы люди могли по достоинству оценить получаемый опыт, он должен что-то привносить в их жизнь. Если коммуникация должна изменить поведение людей, надо сделать её частью такого поведения. Нельзя сказать - хорошо, мы изменим поведение людей, но наша коммуникация никак не будет с ним связана. Всё чаще эффективные коммуникации - подобные рекламным щитам McDonald's на Пиккадилли-сёркус - это коммуникации, вплетённые в поведение, живущие в нём.

Вся глобальная сеть Leo Burnett ориентируется на концепцию HumanKind как на стрелку компаса, и наличие такого единого ориентира даёт нам общую перспективу, с которой мы можем видеть себя, и эффективное средство оценки своей работы. В конце концов, всё в этой отрасли крутится вокруг двух вещей - это люди и поведение. Поэтому отправной точкой всегда будут являться люди.

Наблюдать за людьми - наша задача.


Наша работа в том, чтобы вызывать у людей эмоции. Естественно, её можно подкрепить разумными соображениями (рассказав о функциональных преимуществах, предлагаемых нашими клиентама), однако наша конечная цель - установить эмоциональную связь с людьми на всю жизнь. Такая связь сохранится, если вы найдёте истинное предназначение бренда для людей, с которым не сможете не согласиться сами, и будете поддерживать и прославлять его, используя для этого человечные и творческие методы.

В середине февраля в Рунете появилась настоящая бомба - запрещённая реклама Года молодёжи. Сначала видео появилось на сайте молодёжного движения «Россия молодая», затем его многократно залили на YouTube, RuTube и Smotri.com. Вирусный ролик, в котором молодёжь агрессивно обвинили в развале страны, сработал. Ссылки полетели по «аськам», блогеры перепостили ролик бессчётное количество раз. Мы все попались на крючок.

Концепция HumanKind обращена к современному миру, в котором мы живём, со всей его знаменитой неразберихой, красотой, технологиями и чудесами. Этот маркетинговый подход заявляет, что маркетинг способен удовлетворять истинные потребности людей, и никак не наоборот. Как же это сделать?

Людям нужно больше взаимодействия с брендами, которые их привлекают. Они хотят быть союзниками, а не мишенями, нуждаются в возможности не просто получения, а активной проверки обещаний о качествах бренда. Им нужны права, позволяющие открыто и громко заявлять о своём опыте использования бренда. Именно эту задачу и берёт на себя наша компания.

Мы способны сделать так, чтобы маркетинг вновь встал на службу этой благородной цели, и в определённой мере в этом заключена суть HumanKind.

Банка-камера Kronenbourg 1664, кампания, созданная Leo Burnett Moscow

Учитывая популярность пива среди любителей горячительных напитков, для привлечения интереса к пиву (не считая того, на что оно способно само по себе) нужна прорывная идея, сопоставимая по масштабам чуть ли не с Россией. Оказывается, пиво Kronenbourg 1664 способно мыслить масштабно. Исследования показали, что передовые ценители искусства, на которых изначально был направлен бренд прежде всего в России, особенно русские мужчины, всегда искали новые пути творческого самовыражения, что идеально совпало с исторической связью между брендом и миром искусства.

Осознав это, мы поняли, что хотя банка - это банка, в то же время она может стать камерой - банкой-камерой по принципу камеры-обскуры, - которая даст потребителям пива Kronenbourg возможность творить с её помощью. Такая банка-камера должна была не просто позволить людям создавать богатые образы, но и вознаграждать за соприкосновение с новым, поистине уникальным способом самовыражения.

Для наглядной демонстрации и приближения банки-камеры к людям мы попросили известного французского фотографа Мишеля Сетбуна сделать с её помощью снимки своего любимого Парижа. Фотографии Лувра, Сены и других достопримечательностей Парижа захватили воображение людей более чем за тысячу миль от Парижа в Москве настолько, что Kronenbourg провела там выставку работ Сетбуна, сделанных с помощью банки-камеры. Интерактивные инструкции по созданию банки-камеры дали тысячам потенциальных российских фотографов-умельцев шанс создать собственную камеру, собственные художественные работы, а также сформировать в значительной степени личные ассоциации с брендом. Это в конечном итоге привело к тому, что все банки, выпущенные ограниченной партией, были распроданы на два месяца раньше, чем ожидалось.

Но самое важное, что банка-камера стала примером реализации концепции HumanKind, которая позволила изменить представления людей о бренде Konenbourg - то, чего он позволяет добиться (не просто расслабиться), то, каким образом он дал возможность для художественного выражения (классные фотографии), и, конечно же, их поведение (они его купили).
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Теги:
Отзывы
Наконец-то я нашел место, где рессказывають реальную пратику маркетинга, а не абстрактную теорию, как в универе. Ура :)
Все отзывы