Новости
21 апреля 2011 г.
Избирательность потребительского поведения
Каждый день человек получает десятки рекламных сообщений по самым разным информационным каналам. Однако не все они доходят до его сознания и понимаются именно так, как того хочет производитель.

Человеческое восприятие подчиняется законам психологии, знание которых очень часто приходит на помощь маркетологам в разработке концепции продвижения бренда. Бренд вызовет лояльность только в том случае, если он представляет интерес с точки зрения потребностей и мотивов поведения потенциального покупателя.

Ежедневно человек испытывает многочисленные потребности. Согласно исследованиям американского ученого А. Маслоу, их можно расположить в виде своеобразной иерархии:

- физиологические (пища, сон, тепло и т.д.);
- безопасность (чувство уверенности, избежание неудач и др.);
- принадлежность и любовь (семья, дружба, единение с определенной группой);
- признание, уважение (самооценка);
- личное самосовершенствование.

Разумеется, большинство из указанных потребностей не требует срочного удовлетворения (за исключением, пожалуй, физиологических). Однако в том случае, когда потребность заставляет человека совершать определенные действия, принимать решения, она становится мотивом, движущей силой любой деятельности.

 

 

Кроме того, поступающую извне информацию люди организуют в соответствии с законами и особенностями восприятия:

- целостность. Информация воспринимается целостно даже в том случае, если она неполная.
- апперцепция. Восприятие того или иного объекта, явления, события зависит от предыдущего опыта, знаний, навыков, установок;
- осмысленность. Для полноты картины человеку необходим не только чувственный, эмоциональный образ, но и понимание функциональной сущности предмета;
- избирательность. Не все объекты внешнего мира могут восприниматься сознанием одинаково четко и ясно (принцип «образ – фон»);
- обобщенность. Наша психика воспринимает единичные случаи как части общего.

Таким образом, активность человека в процессе принятия решения о покупке можно изобразить в виде следующей схемы:

Все описанное выше – законы психологии, соблюдение которых необходимо для успешного продвижения бренда. Если некоторое время назад усилия маркетологов были направлены на производство или продажи (агрессивный сбыт), то сегодня все актуальнее ориентация на покупателя, в том числе – и в процессе выхода нового бренда на рынок.

В современной практике маркетинга активно используется понятие «потребительский инсайт», то есть своеобразная подсознательная установка, которая срабатывает в момент принятия решения о покупке товара. И формирование этой установки, и образа бренда – задача маркетологов. Покупатель осуществляет выбор не спонтанно, как это может показаться на первый взгляд, а на основе определенного устоявшегося образа товара. Этот образ – следствие взаимодействия потребностей, восприятия бренда, представлений о наиболее значимых для потребителя качествах данной товарной группы, доступности цены, рекламной информации и т.д. Таким образом, потребительский инсайт занимает ведущее место в формировании имиджа бренда и, как следствие, в его продвижении.

 

 

Каким образом психологические особенности и закономерности учитываются в практике маркетинга и рекламы? В первую очередь, речь идет о позиционировании бренда, то есть о создании его особого образа в сознании потребителей, который должен служить удовлетворению потребностей. Позиционирование – это: 1) определенное место на рынке по отношению к конкурентам; 2) восприятие, которое рождается благодаря грамотной и продуманной маркетинговой стратегии; 3) попытка предугадать подсознательные вопросы покупателей к бренду, задать их себе и, тем самым, определить вектор бренда.

Каким должен быть образ бренда, сложившийся в сознании потребителей? В первую очередь, соответствующим их запросам и ценностям, а также логичным с точки зрения технических, функциональных, эмоциональных характеристик. Например, рассмотрим элитный коньяк Courvoisier:

- техническая составляющая (физические свойства): выдержка более 100 лет, уникальность, использование лучших спиртов, мягкий и богатый вкус;
- функциональная составляющая (что дает бренд покупателю): употребление этого коньяка – символ успешности, состоятельности;
- эмоциональная составляющая (какие эмоции вызывает приобретение продукта): гордость, удовлетворение собой и собственными достижениями, ощущение самодостаточности.

Разработка позиционирования – очень сложный процесс, который основывается на применении психологических законов поведения потребителей и включает в себя несколько этапов. Проиллюстрировать их можно с помощью таблицы, раскрывающей позиционирование брендов «Балтика Кулер» и замороженных продуктов «Золотой петушок».

Позиционирование бренда – лишь начальный этап его продвижения на рынок, но от его успешности, от правильной оценки возможностей и постановки задач, от своевременного и всеобъемлющего контроля над процессом зависит успешность всей последующей стратегии и, как следствие, эффективность продаж.


Источник: marketing-ua.com


Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Теги:
Отзывы
Каждый раз возвращаясь в BeFirst - возвращаюсь домой)После дежурных улыбок и стандартных фраз персонала в салоне красоты, тренажерном зале, книжн...
Все отзывы