Новости
21 апреля 2011 г.
Избирательность потребительского поведения
Каждый день человек получает десятки рекламных сообщений по самым разным информационным каналам. Однако не все они доходят до его сознания и понимаются именно так, как того хочет производитель.
Человеческое восприятие подчиняется законам психологии, знание которых очень часто приходит на помощь маркетологам в разработке концепции продвижения бренда. Бренд вызовет лояльность только в том случае, если он представляет интерес с точки зрения потребностей и мотивов поведения потенциального покупателя.
Ежедневно человек испытывает многочисленные потребности. Согласно исследованиям американского ученого А. Маслоу, их можно расположить в виде своеобразной иерархии:
- физиологические (пища, сон, тепло и т.д.);
- безопасность (чувство уверенности, избежание неудач и др.);
- принадлежность и любовь (семья, дружба, единение с определенной группой);
- признание, уважение (самооценка);
- личное самосовершенствование.
Разумеется, большинство из указанных потребностей не требует срочного удовлетворения (за исключением, пожалуй, физиологических). Однако в том случае, когда потребность заставляет человека совершать определенные действия, принимать решения, она становится мотивом, движущей силой любой деятельности.
Человеческое восприятие подчиняется законам психологии, знание которых очень часто приходит на помощь маркетологам в разработке концепции продвижения бренда. Бренд вызовет лояльность только в том случае, если он представляет интерес с точки зрения потребностей и мотивов поведения потенциального покупателя.
Ежедневно человек испытывает многочисленные потребности. Согласно исследованиям американского ученого А. Маслоу, их можно расположить в виде своеобразной иерархии:
- физиологические (пища, сон, тепло и т.д.);
- безопасность (чувство уверенности, избежание неудач и др.);
- принадлежность и любовь (семья, дружба, единение с определенной группой);
- признание, уважение (самооценка);
- личное самосовершенствование.
Разумеется, большинство из указанных потребностей не требует срочного удовлетворения (за исключением, пожалуй, физиологических). Однако в том случае, когда потребность заставляет человека совершать определенные действия, принимать решения, она становится мотивом, движущей силой любой деятельности.
Кроме того, поступающую извне информацию люди организуют в соответствии с законами и особенностями восприятия:
- целостность. Информация воспринимается целостно даже в том случае, если она неполная.
- апперцепция. Восприятие того или иного объекта, явления, события зависит от предыдущего опыта, знаний, навыков, установок;
- осмысленность. Для полноты картины человеку необходим не только чувственный, эмоциональный образ, но и понимание функциональной сущности предмета;
- избирательность. Не все объекты внешнего мира могут восприниматься сознанием одинаково четко и ясно (принцип «образ – фон»);
- обобщенность. Наша психика воспринимает единичные случаи как части общего.
Таким образом, активность человека в процессе принятия решения о покупке можно изобразить в виде следующей схемы:
Все описанное выше – законы психологии, соблюдение которых необходимо для успешного продвижения бренда. Если некоторое время назад усилия маркетологов были направлены на производство или продажи (агрессивный сбыт), то сегодня все актуальнее ориентация на покупателя, в том числе – и в процессе выхода нового бренда на рынок.
В современной практике маркетинга активно используется понятие «потребительский инсайт», то есть своеобразная подсознательная установка, которая срабатывает в момент принятия решения о покупке товара. И формирование этой установки, и образа бренда – задача маркетологов. Покупатель осуществляет выбор не спонтанно, как это может показаться на первый взгляд, а на основе определенного устоявшегося образа товара. Этот образ – следствие взаимодействия потребностей, восприятия бренда, представлений о наиболее значимых для потребителя качествах данной товарной группы, доступности цены, рекламной информации и т.д. Таким образом, потребительский инсайт занимает ведущее место в формировании имиджа бренда и, как следствие, в его продвижении.
Каким образом психологические особенности и закономерности учитываются в практике маркетинга и рекламы? В первую очередь, речь идет о позиционировании бренда, то есть о создании его особого образа в сознании потребителей, который должен служить удовлетворению потребностей. Позиционирование – это: 1) определенное место на рынке по отношению к конкурентам; 2) восприятие, которое рождается благодаря грамотной и продуманной маркетинговой стратегии; 3) попытка предугадать подсознательные вопросы покупателей к бренду, задать их себе и, тем самым, определить вектор бренда.
Каким должен быть образ бренда, сложившийся в сознании потребителей? В первую очередь, соответствующим их запросам и ценностям, а также логичным с точки зрения технических, функциональных, эмоциональных характеристик. Например, рассмотрим элитный коньяк Courvoisier:
- техническая составляющая (физические свойства): выдержка более 100 лет, уникальность, использование лучших спиртов, мягкий и богатый вкус;
- функциональная составляющая (что дает бренд покупателю): употребление этого коньяка – символ успешности, состоятельности;
- эмоциональная составляющая (какие эмоции вызывает приобретение продукта): гордость, удовлетворение собой и собственными достижениями, ощущение самодостаточности.
Разработка позиционирования – очень сложный процесс, который основывается на применении психологических законов поведения потребителей и включает в себя несколько этапов. Проиллюстрировать их можно с помощью таблицы, раскрывающей позиционирование брендов «Балтика Кулер» и замороженных продуктов «Золотой петушок».
Позиционирование бренда – лишь начальный этап его продвижения на рынок, но от его успешности, от правильной оценки возможностей и постановки задач, от своевременного и всеобъемлющего контроля над процессом зависит успешность всей последующей стратегии и, как следствие, эффективность продаж.
Источник: marketing-ua.com
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Теги:
Блог школы
Отзывы
Каждый раз возвращаясь в BeFirst - возвращаюсь домой)После дежурных улыбок и стандартных фраз персонала в салоне красоты, тренажерном зале, книжн...