Блог - Игорь Дидок
23 апреля 2011 г.
Посвящение Портеру
Майкл Портер - обычный беби-бумер, при этом - крутой гуру. Из тех, о ком знают, уважают, приводят в пример, цитируют... но не читают. Сам таким был. Так вот, читать надо. Особенно - пока молодой, пока еще студент. Пока приходится и заставляют. Потому что потом - не осилишь, ведь его книги настолько "фундаментальны", что от них та-а-ак далеко до практики, что не каждый дойдет. В легких книгах, коротких статьях, "публикациях посвященным вопросам конкуренции" чувствуются всего лишь "флюиды" его трудов. Я это без сарказма. Как бывший аспирант, не завершивший кандидатскую по конкурентоспособности (каюсь, что писал).

Так вот, согласно Портеру ( "Competitive Advantage. Creating and Sustaining Superior Performance"), есть три базовых стратегии конкуренции:

- Минимизация издержек.

- Дифференциация.

- Концентрация.

Минимизация издержек.

"Положение, которое занимает такая фирма по своим издержкам, обеспечивает ей защиту от соперничества конкурентов, поскольку более низкие затраты означают, что фирма может получать доходы и после того, как ее конкуренты уже истощили свои прибыли в ходе соперничества. Низкие издержки защищают эту фирму от могущественных покупателей, т.к. покупатели могут использовать свои возможности только для того, чтобы сбивать ее цены до уровня цен, предлагаемых конкурентом, который по эффективности следует за этой фирмой. Низкие издержки защищают фирму от поставщиков, обеспечивая большую гибкость противодействия им по мере роста затрат на вводимые ресурсы. Факторы, ведущие к низким издержкам, обычно создают и высокие барьеры на пути к вступлению конкурентов в отрасль - это экономия на масштабе или преимущества по затратам. Наконец, низкие издержки обычно ставят фирму в выгодное положение по отношению к продуктам-заменителям. Таким образом, позиция низких издержек защищает фирму от всех пяти конкурентных сил, потому что борьба за выгодные условия сделки может уменьшать ее прибыли лишь до тех пор, пока не будут уничтожены прибыли следующего за ней по эффективности конкурента. Менее эффективные фирмы в условиях обострившейся конкуренции пострадают первыми".

Портер писал, что компании, желающие проводить такую стратегию, должны контролировать большие доли рынка по сравнению с конкурентами или обладать иными преимуществами, к примеру самым благоприятным доступом к сырью. Далее, компании с низкими издержками необходимо завоевать широкую потребительскую базу. Такая компания не может довольствоваться маленькими рыночными нишами. Как только компания становится лидером в минимизации издержек, она обретает способность поддерживать высокий уровень доходности, и если она будет умно реинвестировать свои прибыли в модернизацию оборудования и предприятий, то сможет удерживать лидерство в течение какого-то времени.

Небольшое отступление. В нашей стране (а живу я в Украине) используя налоговое законодательство и различные схемы уклонения от налогов, лидерство по затратам захватывают отнюдь не самые крупные и эффективные ритейлеры (да, я все о торговле). Это - результат наличия в Украине двух систем налогообложения. Поэтому, не стоит высматривать, когда в Украину придут Aldi, Lidl, и другие настоящие дискаунтеры. Для начала нужно дождаться понятного и единого для всех, налогообложения. А пока наши "дискаунтеры" - одно название.

Дифференциация

Фирма, внедряющая стратегию дифференциации стремится к тому, чтобы в ней видели какую-то уникальность.  В отличие от лидерства в минимизации издержек, допускающего наличие единственного лидера в отрасли, стратегия дифференциации позволяет существовать в пределах одной отрасли нескольким лидерам, каждый из которых сохраняет отличительную черту продукта. При этом, требуется определенное увеличение издержек. Необходимо обеспечивать более высокое качество. Таким компаниям надо делать большие вложения в обслуживание клиентов и быть готовыми к отказу от некоторой доли рынка. Хотя каждый может признать превосходство продуктов и услуг, предлагаемых компаниями, идущими по пути дифференциации, многие потребители не могут или не желают переплачивать за них.  Уникальность товаров или услуг, предлагаемых фирмами, которые проводят стратегию дифференциации, служит достаточным препятствием на пути новых конкурентов. Создаваемая дифференциацией более высокая доходность дает известную защиту от поставщиков, ибо позволяет иметь финансовые резервы для поиска альтернативных источников вводимых ресурсов. Товарам и услугам, которые предлагают фирмы, придерживающиеся стратегии дифференциации, нелегко найти замену. Следовательно, у потребителей ограниченный выбор и ограниченная возможность сбивать цены.

И еще одно лирическое отступление. Про торговлю. Дифференциация - то, о чем говорят все, чья цена на рынке не самая низкая. Но тут есть несколько проблемок, крохотных. Отстроится от конкурентов так, чтобы потребители готовы были платить за твою "дифференциацию" - очень непростая задача. Кроме того, дифференциация предполагает отказ от борьбы за определенных клиентов, уход в нишу. А в нашей родной Украине "ниши" далеко не всегда позволяют прокормить хотя бы одного ритейлера. А уж если говорить о рынке Жмеринки или Казатина, то какой там think different... Скорее нашим ритейлерам стоит говорить не о дифференциации, а о некой гибридной стратегии (она называется "концентрация" и представлена ниже :) ) И далеко не последнее, но я этим закончу: жадность мешает нашим ритейлерам дифференциироваться (помните замечательный национальный анекдот про украинца, бросающего шапку со словами "а це - під помідори").

Концентрация

Последняя типовая стратегия из описанных Портером - стратегия концентрации. "Хотя стратегии минимизации издержек и дифференциации нацелены на достижение целей в масштабах целой отрасли стратегия полной концентрации строится на очень хорошем обслуживании определенного клиента". Главное отличие данной стратегии от двух предыдущих состоит в том, что компания, избирающая стратегию концентрации, принимает решение конкурировать только в узком сегменте рынка. Вместо того чтобы привлекать всех покупателей, предлагая им либо дешевые, либо уникальные продукты и услуги, компания, проводящая стратегию концентрации, обслуживает покупателей вполне определенного типа. Действуя на узком рынке, такая компания может предпринимать попытки стать лидером в минимизации издержек или следовать стратегии дифференциации в своем сегменте.

Вот, это ближе, хотя жадности никто не отменял.


Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Родина Алина
28 апреля 2011 г.
убедили, будем читать))возможно потом еще напишу дополнительные "лирические" отступления)
Отзывы
Перед тем, как попасть в Be First, я долго мониторила рынок образования в сфере маркетинга - опрашивала знакомых, искала информацию в Интернете. ...
Все отзывы