«На этом рынке пока хватает места всем», - подтверждает отраслевой менеджер Google Николай Антонов. За 2011 год продажи видеорекламы в России увеличились на 53%, а в 2012 – 59%. Рост обеспечивают не только видео-сервисы типа YouTube, но и телеканалы, которые постепенно выходят в интернет.
«Экономика Рунета в 2011–2012 гг.» - первое академическое исследование российского интернет-рынка. Над ним трудилось около 200 экспертов, в том числе и из компаний Mail.ru Group, Google, Яндекс Microsoft, Ozon.ru. Все они констатируют: онлайн-бизнес растет семимильными шагами. По прогнозам ВШЭ, в 2020 году половина российской экономики будет обслуживаться интернет-бизнесом. В 2011 году он занимал около 1% ВВП, а в 2012-м – 1,5%.
Российский интернет-бизнес растет на треть в год. «Рунет является самой быстрорастущей интернет-экономикой в Европе и занимает лидирующие позиции по темпам роста в мире», - утверждают исследователи. Проблема в первую очередь в инфраструктуре, проще говоря, в дорогах. Для развития онлайн-торговли (крупнейшего сегмента Рунета) нужна быстрая и удобная доставка товаров – с этим в России, да и в Украине по-прежнему не все гладко.
Исследователи выделили 11 интернет-рынков, по каждому дали прогноз на ближайшие годы, систематизировали все происходящее. «Противоречивой информации стало меньше, некоторые рынки оценены впервые. Собранные сведения складываются в целостную картину, иллюстрирующую динамику происходящих в этой отрасли процессов», - говорится в отчете ВШЭ. Самыми быстрорастущими (кроме видеорекламы) стали рынки SaaS-решений и SMM. Однако они же самые мелкие по объемам. Самые крупные продажи в онлайн-ритейле, электронных платежах и контекстной рекламе. (см. таблицу)
Основные сегменты Рунета
Рынок / Сегмент |
Объем рынка в 2011 году, млрд руб. |
Прирост к 2010 году, % |
Прогноз роста в 2012 году, %
|
SaaS |
1,89 |
+46 |
+46 |
Электронная коммерция: платежи |
166,7 |
+34 |
+32 |
Электронная коммерция: ритейл |
309,4 |
+30 |
+27 |
Электронная коммерция: контент и игры |
8,24 |
+26 |
+27 |
Поисковая оптимизация |
8,56 |
+18 |
+19 |
SMM |
2,98 |
+43 |
+40 |
Видеореклама |
0,8 |
+53 |
+59 |
Медийная реклама |
15,83 |
+41 |
+33 |
Контекстная реклама |
24,24 |
+53 |
+39 |
Веб-разработка |
9,83 |
+31 |
+27 |
Хостинг и домены |
5,32 |
+25 |
+21 |
ВСЕГО |
553,79 |
+33 |
+30 |
Значительная часть рынка вошла в фазу зрелости, хотя появляются совсем новые быстрорастущие сегменты. Один из них – рынок программного обеспечения как услуги (SaaS). «Происходит изменение парадигмы использования софта. Раньше софт ставили на компьютер, а теперь, когда интернет технологически развился, и в нем стало много пользователей, софт потихоньку переезжает на серверы в облако», - говорит директор по стратегическому развитию российской компании СКБ-Контур Петр Диденко. Зарабатывать на этом интернет-предприниматели стали относительно недавно, сейчас только начало бурного роста. Поэтому быстрого коммерческого успеха пока никто не ждет. Конкуренции в SaaS тоже нет: игроков достаточно много, но они занимают разные рыночные ниши.
Только начал развиваться российский SMM. Исследователи отмечают, что в Рунете огромное количество компаний предлагает некачественные услуги по низким ценам. Решить эту проблему можно будет только после укрупнения рынка. В стадии формирования продажи контента и игр «Этот рынок пока небольшой, но все больше людей готовы, платить за контент. Это электронные книги и цифровые аудиокниги в mp3-формате, это игры и софт», - говорит Михаил Осин из компании Ozon.ru
Зато электронные платежи уже в фазе зрелости, этот рынок начинает консолидироваться. «На долю трех крупнейших платежных систем (Яндекс-Деньги, Web Money и Qiwi) приходится до 80% рынка», - говорится в отчете ВШЭ. Это не мешает бурному росту (на 32% в год). «Развиваются бесконтактные способы оплаты, технологии NFC. Это новая ниша, которая также будет занята системами платежей. Идет вытеснение наличных», - напоминает о новом тренде Петр Дарахвелидзе из компании Webmoney Transfer. Также консолидируется рынок контекстной рекламы. Тут в России только два крупных игрока (Яндекс и Google), остальные – небольшие нишевые компании.
В онлайн-ритейле больших компаний нет – это сдерживающий фактор. «Важный момент, который тормозит развитие рынка — это отсутствие крупных игроков. Самый крупный розничный игрок составляет 2% от этого рынка», - говорит Фёдор Вирин из компании Data Insight. По его данным, в большинстве развитых стран рынок делит всего 2-3, иногда 4 компании. Они создают инфраструктуру, определяют правила работы и стандарты.
К рекомендациям российских экспертов стоит прислушаться и украинским коллегам: создать отраслевые стандарты, улучшить специальное образование, повысить компьютерную грамотность населения и изучать международный опыт.
Подготовил Константин Дружерученко
Теги: